Настоящая Африка

вступить в сообщество

О компании

Открываем африканский континент – место, где турист превращается ... Ещё в настоящего путешественника, первопроходца, участника исследовательской экспедиции. Сафари в национальных парках, наблюдения за животными, опыт знакомства с африканскими племенами и их экзотическими традициями. Изучаем жизнь Африки в саваннах и мегаполисах, соприкасаемся с Колыбелью Человечества и становимся сами себе Ливингстонами.

Дата создания – 23.07.2013

Самый жаркий материк

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ИГРА СЕНЕТ

Lmholiday
LM HOLIDAY (Хургада, Египет)
24.05.2015 в 11:24



ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ИГРА СЕНЕТ Сенет, (англ. senet, редк. senat) — древнеегипетская настольная игра. Возможно, старейшая известная игра с передвижением фишек на доске. Как светское развлечение он известен в додинастический период (около 3500 лет до н. э.), в более поздние времена стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир. Слово «сенет» («zn.t», позже «sn.t» или «sni.t») по одной из версий означает «прохождение». Игра упомянута в древнеегипетской «Книге мёртвых» и в других религиозных текстах Нового Царства, а также в мифах. Считается, что изобрел игру древнеегипетский бог знаний Тот (Тевт) для того, чтобы выиграть у божества Луны Хонсу несколько лишних дней для богини Нут, на которую бог солнца Ра наложил проклятие (она не могла родить детей ни в один из 360 дней года). На кон поставили 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года, Тот выиграл 5 суток, после чего в солнечном году стало 365 дней, а в лунном — только 355, а люди получили новую игру и пять лишних дней в календаре. Первые находки игровых наборов для Сенета были сделаны в начале XX века. Сперва исследователи сочли эти палетки с фигурками древними шахматами, после — шашками, однако впоследствии выяснилось, что игра имеет с ними очень мало общего. Самый древний полный комплект для сенета найден в гробнице Хеси-ре (Hesy-re) — смотрителя королевской библиотеки фараона Джосера в Саккаре (III династия, ок. 2686 г. до н. э.). Фишки в нём архаичной формы — «лепёшки» и «башенки». Неустановленные обломки сенетообразных досок были найдены в преддинастических погребениях в Абидосе и Саккаре (ок. 3500-3100 до н. э.). Эти находки вкупе с изображением сенетов на барельефах времён I династии (3100 до н. э.) указывают, что игра может быть даже старше. Изображения и подписи к ним свидетельствуют, что сенет был игрой не только позиционной, но и стратегической. Умелые игроки могли провести по доске все фишки, не дав противнику вывести с доски ни одной своей, однако многое зависело и от удачи. К эпохе Нового царства разметка игрового поля изменилась со светской на религиозную, наборы приняли каноническую форму удлинённого продолговатого ящичка, а фишки из башенок и лепёшек стали конусами и катушками. Как светская и культовая игра Сенет был широко распространён в Египте три тысячи лет, со времени Древнего царства (2600 г. до н. э.) вплоть до конца римского периода (350 г. н. э.), после чего исчез. Отдельные его элементы сохранились в арабской игре «таб», в которую играют бедуины в Судане. Правила Точные правила сенета неизвестны, существует несколько предполагаемых реконструкций (наиболее популярны правила Кендалла и правила Белла), позволяющих вести игру различной степени сложности, однако нельзя утверждать, что какая-либо из них стопроцентно верна. В сенете два игрока, играющих за две стороны. Ходы определяются броском игральных костей в качестве которых в сенете использовались плоские палочки (генератор случайных чисел D2) в количестве 4-х штук. Бросают все четыре палочки сразу. Подсчёт очков происходит следующим образом: 1 палочка упала белой стороной вверх — 1 очко и дополнительный бросок; 2 — 2 очка; 3 — 3 очка, 4 — 4 и дополнительный бросок. Если все палочки упали ЧЁРНОЙ стороной вверх, это 5 очков и дополнительный бросок (это максимальный результат). Многократные броски могут суммироваться для перемещения одной фигуры или быть использованы для перемещения нескольких. У каждого играющего по 5 фишек (в древних наборах — по 7), «катушки» против «конусов». Начальная расстановка: в одну линию на первых 10 клетках в верхнем ряду. Фишки часто делались одноцветными и различались только формой. Из рисунков и барельефов известны два варианта начальной расстановки: первый, с чередованием «катушек» и «конусов» (первой всегда стоит «катушка»), и второй, когда первыми в ряду стоят друг за другом пять «катушек», сразу за ними — пять «конусов». Возможно, вторая расстановка использовалась в более позднее время и имела, в основном, сакральное значение, поскольку часто встречается на фресках в гробницах. Доска 3х10, расчерченная на клетки, представляет собой одну дорожку, уложенную в три «слоя». Путь фишек представляет собой гонку по маршруту в виде латинской Z от первого ряда к последнему. Цель игры — вывести все свои фишки с доски и не дать это сделать противнику. В игре применялась несимметричная система разметки, символизирующая ловушки, затрудняющие прохождение души умершего в загробном мире и обозначенные иероглифами, имеющими неравное значение. Считается, что каждая клетка сенета символизирует такой «Дом», где происходит то или иное сакральное действо или таинство. Игровое значение (предположительно) имеют 6 «Домов» (по другим версиям — 7 или 8). Это (по порядку): Поле № 15 («Дом Возрождения») — здесь заново вводятся в игру фишки, которые «погибают» в главных «Домах» последнего ряда. Поле № 26 — «Per Nefer» («Дом Красоты» или «Дом Омоложения»), отмеченный изображением иероглифа «нефер» («хорошо»). Предположительно, каждая фишка заканчивает ход здесь, даже если выброшено достаточно очков, чтобы пройти дальше. Это первый Дом в линии «главных Домов»; он символизировал превращение усопшего в мумию, омоложение и в конечном итоге — подготовку к вечной жизни. По достижении «Дома Красоты» (и вообще, во всех главных «Домах») фишка не может быть срубленной, рубить и ходить назад, но возможно, игрок здесь сразу получает дополнительный бросок, определяющий её «судьбу». Поле № 27 — «Per Mu» («Дом Воды»). Основная ловушка в игре. В старой разметке отмечался косым крестом «Х», в новой на нём символически изображались Воды Хаоса — сквозь них солнечный диск бога Ра плыл на барке перед тем, как взойти на рассвете. Грешники, которым было отказано в месте на барке, тонули. Фишка, которая останавливалась здесь, не проходила испытания и снималась с доски. Возможно, игрок здесь опять был обязан бросить кости и определить её «судьбу», однако точный порядок этих бросков неизвестен. «Утонувшая» фишка «возрождалась» в «Доме Возрождения», однако точные правила её повторного ввода в игру неизвестны. Поле № 28 — «Дом Трёх Истин» или «Дом Гелиопольских душ». В старой светской разметке отмечался цифрой «III», в новой — изображением трёх птиц. Фишка, вставшая в этот квадрат, может покинуть доску, только если выброшено «3», при любом другом результате остаётся на месте. Поле № 29 — «Per Re-Atoum» («Дом Ра-Атума»), в позднее время — «Дом Исиды и Нефтиды». В старом варианте разметки был помечен цифрой «II», в новом — изображением двух коленопреклонённых человеческих фигур. Фишка, попавшая в этот дом, может покинуть доску, только если выброшено «2», при другом результате остаётся на месте. Поле № 30 — «Per Ra-Horakhty» («Дом Восходящего Солнца»). Проходя этот квадрат всеми фишками, игрок успешно завершал игру и ритуально возрождался вместе с богом Солнца, а значит, прямо сейчас, ещё при жизни получал его уверения в том, что после смерти выдержит все испытания загробного мира. Уход фишки сенета с доски был равносилен спасению покойного из Царства Мёртвых, единению его с богом солнца Ра и в конечном итоге, обожествлению. В старом варианте этот квадрат помечался цифрой «I», в новом — изображением сокола, несущего на голове солнечный диск, или просто изображением солнечного диска (круг с точкой в центре). В самых поздних вариантах этот квадрат не нёс вообще никакой разметки. Правила ухода фишки из этого дома вызывают разногласия. По одной версии, фишка могла уйти из 30-го дома, только если игрок выбрасывал «1», по другой — фишка могла уйти с этого поля при любом результате броска. Известно также, что в квадрате № 16 располагался «Дом сетки», который, возможно, тоже был ловушкой, и если фишка попадала на эту клетку, игрок пропускал один ход. Питер А. Пиччионе в своей статье «В поисках значения сенета» (Peter A. Piccione, «In Search of the Meaning of Senet». Archaeology, July/August 1980, pp. 55-58) высказывает ещё одно предположение, что фишка, попавшая в Дом Возрождения, получала дополнительный ход. Возможно, эти два квадрата вместе представляли собой систему компенсации, призванную нейтрализовать преимущество первого хода. Система оригинальная и довольно сложная, но она хорошо работает: двойка при генераторе 4D2 выпадает чаще тройки, и преимущество «катушек» (начальная расстановка и право первого хода) нейтрализуется удачливостью «конусов» (вероятностный перевес в сторону двойки, с лишним дополнительным броском в «Доме Возрождения»). Однако она в значительной степени утратила силу с уменьшением количества фишек (с 7 до 5 с каждой стороны): дополнительному ходу стало просто неоткуда взяться, но и пропуск хода сразу после выступки перестал представлять опасность. Во всяком случае, на сенетах позднего времени «Дом сетки» никогда не бывает обозначен. Возможно, игровое значение также имел квадрат № 21 (предп. «Дом Ба»), однако достоверных подтверждений этому нет. Как бы то ни было, среди почти 80 найденных археологами уцелевших наборов для сенета только у последних пяти полей неизменно совпадает разметка, что подтверждает особую важность этих «Домов» для прохождения. Фишки двигались от старта к финишу и по пути могли рубить друг друга, если нагоняли, по шахматному принципу — вставая на клетку, занятую фигурой противника. Две фигуры на одной клетке не могли находиться. Фигура может перепрыгивать через другую фигуру, если за той есть свободное поле. Две фигуры и более, стоящие рядом (безразлично, свои или чужие), перепрыгивать нельзя. Взятая фигура не уходила с доски и не возвращалась на старт, но ставилась на поле, откуда начала ход взявшая её фигура, то есть при взятии фишки фактически менялись местами. Большинство исследователей сходятся в том, что если игрок оказывался в положении, когда ни одна фишка не может сделать ход вперёд, он был обязан сделать ход назад, и только если это невозможно, ход пропускался, однако точные правила и регламент такого обратного движения опять-таки неизвестны. В игре действует правило, когда две союзные фигуры, стоящие рядом по ходу движения, «охраняют» друг друга — противник не может срубить ни одну из них, пока игрок сам не разобьёт такую пару. Тройка фигур предположительно разбивается взятием средней из них. Правила, касающиеся разбивания линии из четырёх и более фигур, также неизвестны. Побеждает тот, кто доведёт свои фишки до конца и выведет их с доски (как в нардах). Игрок, который выводит свои фишки первым, сразу выигрывает, то есть ничьи в сенете нет. Будучи изначально исключительно светским развлечением, сенет постепенно всё больше обретал сакральное значение и к концу XVIII династии (примерно в 1293 г. до н. э.) окончательно превратился в «эмулятор» загробного мира с изображением на квадратах основных божеств и событий царства мёртвых. Некоторые исследователи (в частности, Дуглас А. Уайт) считают, что и карты Таро ведут своё происхождение от сенета. Во всяком случае, 22 козыря колоды египетского Таро действительно могут восходить к этой игре, которая символизировала сущность египетской культуры и была, помимо прочего, гадательным инструментом. Однако и это остаётся всего лишь предположением. Рисунки и надписи на стенах гробниц Среднего царства всё чаще изображают сенет как игру покойного против невидимого противника — его же собственной души. Это объясняет, почему в эпоху Нового царства так много рисунков, где у игрока в сенет, казалось бы, нет соперника. Скорее всего, и сам сенет представлял собою амулет, при этом даже не обязательно было в него играть — одного наличия в гробнице игрового набора уже было достаточно, чтобы обеспечить покойному вечную жизнь в слиянии с богом Ра. НА ФОТО: ***фреска из гробницы Нефертари ***набор для игры в сенет из гробницы Тутанхамона
Нравится пост
     
В избранное 1 040 нет комментариев Жалоба
  Обратная связь Предложение сотрудничества

Пишите нам об ошибках, неточностях и просто свои соображения о проекте.

Ваше имя:*

Укажите тему обращения:*

Сообщение:*

E-mail для связи:*

Телефон для связи: