Любое место, где живут или жили люди,особенно большие города, со ... Ещё временем обрастает легендами, тайнами, мистическими историями. Такие истории также являются частью города, дополняют и придают ему некую "изюминку".
Людмила (Санкт-Петербург, Россия) 09.09.2021 в 11:07
В мае этого года была проездом в городе Остров Псковской области. Там видела прекрасные цепные мосты через реку Великая, единственные цепные мосты, сохранившиеся в России. Между прочим, они считаются одним из лучших образцов архитектуры мостов XIX века.
Вспомнилось, что в Петербурге тоже были цепные мосты, - Пантелеймоновский и Египетский, но они, к сожалению, утрачены. С одним из них связана городская легенда.
Египетский мост построили в 1826 году. Работы по проекту инженеров Вильгельма Треттера и Василия Христиановича, заняли год. Идея для оформления моста была связана с модой на Древний Египет в первой четверти XIX века. На переправе стояли чугунные сфинксы, чьи головы держали шестигранные фонари. Также с обеих сторон моста возвышались порталы с колоннами, украшенные иероглифами.
Это был второй цепной мост в городе. В период до 1836 года он назывался Новым цепным мостом, а затем – Египетским цепным мостом. Современное название появилось лишь в 1867 году.
Кстати, во время создания фигур сфинксом на заводе Берда сделали две пробные копии скульптур. Поначалу они были никому не нужны, но в начале XX века их владельцем стал купец Галактионов – мифических существ он поставил возле своего дома сначала на Верейской улице, после чего перенес их к зданию на Можайской улице. Сфинксов в 1930-х годах поставили в сквер по соседству, а спустя 30 лет по инициативе главы «Ленмосттреста» Петра Степнова их переместили к спуску набережной Малой Невки у Каменноостровского моста.
В народе у переправы было прозвище – «Поющий мост». Такое имя появилось из-за цепей, которые грохотали от проезжавших экипажей. В шутку поговаривали, что звуки похожи на погребальные мотивы.
В начале 1905 году на мосту случилось ЧП. Там 20 января проходили 11 саней с возницами и кавалерийский эскадрон. Переправа такой тяжести не выдержала. Мост рухнул и практически все, кто на нем находились, упали в Фонтанку. Чудо – из людей никто не погиб, всех удалось вытащить на сушу. Только несколько человек пострадали, одна лошадь затонула, а еще две серьезно искалечились.
«Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции», – писали в газете «Новости дня». Горожане отмечали, что мост ремонтировали несколько раз за год до происшествия, поэтому им инцидент показался странным.
Ходила легенда, что в одном из соседних домов жила женщина, которую однажды обманул гвардейский офицер. Она 20 января увидела, как шли кавалеристы, и крикнула: «Чтоб вам, военным провалиться!». Но, конечно, никаких доказательств этому нет. Тем более что эксперты считают, что мост обрушился из-за чувствительности цепных переправ к динамическим нагрузкам и отсутствия качественной стали для создания цепей – то есть ничего сверхъестественного не произошло.
Пока специалисты восстанавливали мост, рядом, где сейчас находится переулок Макаренко, построили временную переправу. Она была деревянной и просуществовала до середины 1950-х годов. Мост закончили делать только в 1956 году, хотя проекты разрабатывали на протяжении нескольких десятилетий. Переправу возвели с помощью инженера Владимира Демченко и архитекторов Петра Арешева и Владимира Васильковского. Новая версия моста значительно отличалась от старой. Сфинксы остались на месте, а компанию им составили обелиски с фонарями.
Еще одно происшествие на мосту случилось в 1989 году. В постамент со сфинксом врезался автомобиль, из-за чего скульптура упала в Фонтанку. Фигуру в скором времени достали из воды. Сфинкс, которому на тот момент исполнилось больше 160 лет, частично разбился. Специалистам пришлось восстанавливать скульптуру.
В мае этого года была проездом в городе Остров Псковской области. Там видела прекрасные цепные мосты через реку Великая, единственные цепные мосты, сохранившиеся в России. Между прочим, они считаются одним из лучших образцов архитектуры мостов XIX века.
Вспомнилось, что в П ...