Общая информация
Адрес | |
Автор места |
Михаил Фролов
перейти в профиль: Михаил Фролов
|
Фотографии
Описание места
Церковь во имя св. Илии пророка в усадьбе Ильинское, принадлежавшей с 1666 г. Стрешневым, затем гр. И.А. Остерману и гр. А.И. Остерману–Толстому (1783-1845), кн. Л.М. Голицыну (1845-1860) и, наконец, Удельному ведомству. Храм построен по заказу владельца поместья В.И. Стрешнева в 1732-1735 гг. В 1818 г. у здания появились приделы, в 1828 г. перестроена колокольня. Кирпичный, в настоящее время оштукатуренный храм с резным декором из белого камня — ранний предшественник произведений развитого русского барокко. По архитектурному образу, изысканному убранству и новизне западно-европейских декоративных мотивов памятник не имеет аналогий в московском зодчестве первой трети XVIII в. Из более поздних построек ему была близка московская церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой улице (разрушена в 1930-е). Имя архитектора точно неизвестно. Распространенное мнение об авторстве А.П. Евлашева ряд исследователей считает ошибочным, поскольку в те же годы зодчий работал в одноименном дворцовом селе. Основу трехчастной осевой композиции церкви составляет храм типа «восьмерик на четверике». Фасады двусветного первого яруса расчленены пилястрами с тонкими по рисунку ионическими капителями. Они поддерживают антаблемент с широким резным фризом, заполненным растительным орнаментом. Красиво очерчены оконные наличники с изящными сандриками и резьбой. Переход от квадратного основания храма к восьмерику осуществляется при помощи ступенчатых тромпов, снаружи он декорирован полукруглыми тимпанами, которые в свое время окаймлялись фигурными гребнями. Помещения перекрыты высокими полулотковыми и центральным сомкнутым сводом, который сначала имел в основании люкарны. На восточной стене храма при его исследовании А.Т.Кравченко в 1960-х гг. был обнаружены следы примыкания «голландской» алтарной кровли. Пышные формы барокко в 1820-х гг. частично заменены более простыми: над венчающим карнизом устроен аттик, люкарны упразднены, изменена форма покрытий, декорация вокруг тимпанов скрыта штукатуркой. Ампирная обработка приделов невыразительна. Более привлекательна архитектура небольшой колокольни из трех ярусов, со шпилем и легкими тосканскими портиками в основании. Внутри храма, вдоль западной стены, помещаются деревянные хоры, еще недавно покрытые великолепной рокайльной резьбой. Иконостас новейшего устройства. Пол из каменных плит.