Общая информация
Адрес | |
Автор места |
Михаил Фролов
перейти в профиль: Михаил Фролов
|
Фотографии
Описание места
Первые наброски заводского храма относятся к 1901 году — известны акварели небольшого деревянного храма с различными завершениями.
Каменный вариант был утверждён 15 апреля 1904 г. на заседании Строительного Отделения С.-Петербургского Губернского Правления. Малоинтересный в художественном отношении, но добротно исполненный проект шатрового храма, представлял в плане равноконечный крест, каждая ветвь которого крылась позакомарно, среднее прясло венчалось главкой, главный западный фасад тремя главами над каждой закомарой. По неизвестным причинам утверждённый и к тому времени уже опубликованный в «Зодчем» проект был переработан. При полном сохранении плана церкви и основных архитектурных масс, зодчий переработал фасады до неузнаваемости.
Впервые после долгого перерыва применено присущее новгородским храмам полопастное покрытие, обрывающиеся лопатки, окна в уступчатых нишах, круглые столбы притворов. Большие, непривычно гладкие поверхности стен украшают накладные кресты, многочисленные ниши, впадины образуют разнообразные геометрические узоры. Прообразом послужили стены новгородских храмов Спаса на Ильине, Феодора Стратилата на Ручью, Власия на Волосове улице. Зодчий изменил форму глав, рисунок крестов, придал форму кокошников венчанию граней основания шатра, уменьшил число малых глав.
Внутри храм не был расписан. Белые поверхности стен украшали порталы входов, ниши-печуры. Внутри, кроме иконостаса, украшениями служила и обстановка: резные деревянные скамьи, полки, подсвечники, киоты, хоругви. Иконы были написаны в московской мастерской братьев Пашковых.
В облике храма переплелись черты русского деревянного зодчества, владимиро-суздальской Руси, но более всего Новгорода и Пскова. От первоначального проекта остались по три ниши на боковых ветвях креста, четыре главки на сужающихся кверху своеобразных «постаментах». Влияние модерна проявилось в рисунках оконных проёмов и переплётов, в рисунке подзоров глав и кровель. В последующих работах зодчий освобождается от излишней многословности в композиции здания и декоре, упрощает формы, и больше не соединяет в одном здании несколько различных стилей.