Общая информация
Адрес | |
Автор места |
Михаил Фролов
перейти в профиль: Михаил Фролов
|
Фотографии
Описание места
Памятная Стена победы имеет высоту в центре 7 метров, по краям — 9 метров, и ширину 55 метров. В центральной части стены расположен проход-арка, который визуально объединяет саму Стену победы и аллею орлов-героев с аллеей, ведущей к музею и остальным сооружениям комплекса, связывает их воедино, подчёркивая единство скульптуры и архитектуры мемориала.
Скульптурная композиция стены выполнена полностью в барельефной технике.
Стена изогнутой, дугообразной формы как бы делит пространство на развёрнутую, внешнюю, и внутреннюю, полусвёрнутую, защищённую области, — символически устанавливая границу между войной и миром, исторической необходимостью борьбы за свободу и независимость, её защитой, мирным трудом и процветанием, борьбы с внешними и внутренними врагами. Форма, содержание и смысловая нагрузка, заложенные в скульптурных образах памятной стены, разделяют не только пространство, но и время. Создаваемая вогнутостью стены панорамность и визуальная объёмность барельефов, запечатлённых на внешней и внутренней сторонах, особо подчёркивает гармоническое созвучие скульптурных образов.
Внешняя, выпуклая южная сторона стены, ориентированная в сторону государственной границы Армении, посвящена батальным сценам исторического Сардарапатского сражения. Запечатлены образы солдат, артиллеристов, ополченцев, как воюющих, так и подносящих снаряды и боеприпасы детей и женщин, священников, ведущих в бой армянский народ. Примечательна высеченная слева, по всей высоте стены, рельефная фигура «Матери-Армении», призывающая на смертный бой с врагом и самой встающей на защиту Родины.
Аллегории и символика, использованная скульпторами на внутренней, вогнутой стороне стены, символизируют исторический путь, пройденный армянским народом от его рождения до становления современной Армении, её независимости, мирного и созидательного труда, вечной борьбы добра и зла. На правой стороне запечатлены чтимые образы зарождающейся и исторической Армении — богини Анаит и рождения Ваагна. Над центральным проходом-аркой высечен один из древних государственных символов Армении — на протяжении столетий бывший символом царских семей орёл, символизирующий собой мудрость, гордость, терпение и благородство, обрамлённый нимбом величия и славы, священным солнечным диском-ареалом и держащий в когтях строительный отвес в форме наконечника стрелы — совершенной эмблемы непреклонности и прямоты. На левой стороне, в верхней части, образ священной библейской горы Арарат, колыбели возрождения всего человечества, увековеченная надписью «Родина».
Скульптурную композицию дополняет не знающее покоя, волнующееся море — символ времени, на волнах которого происходят события, увековеченные авторами на Стене памяти. На их фоне, на большей части стены, запечатлены барельефы крылатых огнедышащих небесных коней-пегасов, растаптывающих змея-дракона, символизируя борьбу добрых и злых сил, света и тьмы.
Между пегасами, как бы под их покровительством, находится ещё одна геральдическая композиция с древней эмблемой творчества и ремесла — молотом, в обрамлении виноградных листьев, с двумя обнажёнными, обоюдоострыми мечами по обеим сторонам, всегда готовыми прийти на защиту, увенчанная надписью «труд».
Часть стены оставлена свободной от скульптурных образов, как чистый лист, символизируя континуум вечности исторического пути Армении. Скульптор Ара Арутюнян писал: " … в мемориале увековечен воинский дух и неукротимая воля к победе, проявленные армянским народом в битве с турецкой армией"