К существующему ныне архитектурному решению арки Карл Иванович Росси пришёл не сразу.
Первоначально предполагалось, что два крыла здания Главного штаба будут соединены двойной колоннадой.
Во втором варианте Росси заменил колоннаду на арку с двумя проходами по бокам.
Только в третьем варианте она обрела знакомые всем черты. Расширив арку за счёт боковых проходов, Росси под небольшим углом строит сразу за ней ещё одну, этим резко меняя направление последнего отрезка Большой Морской улицы.
Скульптурное оформление арки тоже сложилось не сразу. Александром I был утверждён вариант, в котором арку венчали две женские фигуры с государственным гербом и военными атрибутами (впоследствии эту композицию Росси всё же использовал, но уже при оформлении арки Сената и Синода). Аналогичная композиция должна была появиться и со стороны Невского проспекта.
Но сменивший Александра I на престоле Николай I, приказал поставить на арке колесницу, которая будет везти Славу в его дворец.
Высота ныне всем известной колесницы - 9,94 м, ширина по фронту - 15,62 м. Вес композиции, по проектным расчётам, должен был составить 80 тонн.
Чтобы облегчить конструкцию, все её фигуры в итоге изготовили не из чугуна, а из листовой меди методом выколотки. В результате вес скульптурной группы уменьшился в 5 раз.
Тем же методом изготовлены и все металлические элементы декора на наружных фасадах, внутренних поверхностях и на сводах обеих арок, включая фигуры воинов.
Во время снятия кружал по окончании строительства Росси стоял на самом верху арки, тем самым доказывая императору свою уверенность в прочности своего детища.
Торжественное открытие арки состоялось 28.10.1828 года.
Хорошо известное в Санкт-Петербурге и далеко за его пределами здание Главного штаба состоит из двух грандиозных по своей протяженности корпусов, соединенных в одно целое монументальными арками, переброшенными над Большой Морской улицей.