ЭТО ИНТЕРЕСНО.
Высота здания Госпрома 63 м. Вместе с первой телевышкой, установленной в 1955 году, составляет 108 метров.
Полезная площадь помещений Госпрома составляет 60 тыс. м², площадь участка застройки 10760 м².
Впервые в мире разработаны и применены точные расчёты сложных пространственных рамных железобетонных конструкций. Авторы нового способа (графо-аналитический метод постоянных точек) — харьковские инженеры-конструкторы А. Прейсфрейнд и М. Пайков.
В конкурсе на сооружение Госпрома участвовал знаменитый архитектор академик Алексей Бекетов, но его традиционный «бекетовский» проект из-за «старомодности» не смог конкурировать с молодыми архитекторами конструктивизма.[3]
Решение о строительстве здания и внеочередном финансировании строительства из союзного бюджета принято посетившим Харьков в 1926 году Ф. Э. Дзержинским. Стоимость строительства здания составила девять миллионов рублей.
Строители бо́льшей частью вручную выкопали в земле котлован под здание объёмом 20 тысяч кубических метров и вывезли землю на лошадиной тяге на плоских телегах — «грабарках». Позже они выровняли неровное место под будущую площадь Дзержинского.
Госпром начинал строиться при помощи человеческой и лошадиной энергии с применением примитивных инструментов и механизмов — лопат, носилок, тачек и т. д. К окончанию строительства работы были механизированы на 80 %. До пяти тысяч рабочих в день (зимой 500—600 человек), половина из которых жила в деревянных бараках, трудились в три смены и завершили строительство менее чем за два с половиной рабочих сезона.
В момент постройки это был самый большой в СССР (по другим данным, в Европе) «небоскрёб», который и сейчас впечатляет: его объём 347 тыс. м³. Материал — монолитный железобетон. Израсходовано 1315 вагонов цемента, 9000 т металла, 3700 вагонов гранита и 40000 м² стекла. В здании 4500 оконных проёмов, площадь наружного остекления — 17 гектаров.[4]
При рытье котлована 6-го подъезда были найдены кости мамонта. Сегодня кости мамонта находятся в музее естественной истории на ул. Тринклера. Поэт Владимир Маяковский написал по этому поводу стихотворение: Где вороны бились, над падалью каркав,
в полотна железных дорог забинтованный,
столицей гудит украинский Харьков,
живой, трудовой и железобетонный.
Предметы детально разработанного интерьера (стены, окна, лестничные перила, дверные ручки, оконные шпингалеты и т. д.) содержат эксклюзивный рельеф с буквами ДГП.
Первоначально, по рекомендации Харьковского НИИ гигиены, ручки на всех дверях Госпрома были медными. Медики предписали использовать медь, обладающую бактерицидными свойствами и, по данным тех лет, убивающую микробов.
В 1930-х годах в зимний период на отопление здания расходовалось ежедневно до 25 тонн угля.
7 из 12 лифтов здания работают без замены с начала эксплуатации в 1928 году.
Между тремя большими корпусами проходят улицы Анри Барбюса и Ромена Роллана. Длина мостовых переходов над улицами — 26 м.
Здание Госпрома возведено методом «плавающей опалубки» — прогрессивным на тот момент, — и поэтому представляет собой фактически монолитный массив железобетона. Отсюда высокая прочность здания. Также существует объяснение прочности, основывающееся на том, что Госпром состоит из группы разновысоких башен, соединённых переходами, в результате чего собственные резонансные частоты башен, накладываясь друг на друга, значительно ослабляют колебания всего строения (этот метод применяют в Японии при постройке небоскрёбов в сейсмоопасных зонах).
В первоначальном проекте Госпрома внутренние перегородки вдоль здания отсутствовали. Здание фасадом специально направлено на восток так, чтобы заходящее солнце просвечивало его насквозь. Вместе с обширным остеклением это создавало эффект пространства, объёма и воздушности. В заходящих лучах солнца окна должны были пылать огнём. (И спуск Пассионарии, названный в честь Долорес Ибаррури, по-испански означает «пламенный».)
Существует легенда, что площадь Дзержинского (Свободы) расчистили на субботнике харьковские чекисты перед приездом тяжело больного Ф. Э. Дзержинского и провели на ней парад в его честь.
Первый в мире аэробус, семимоторный самолёт-гигант К-7 был создан на ХАЗе в КБ Калинина в 1933 году. Его называли «воздушный Госпром».[5]
В 3 подъезде Госпрома существует его музей, созданный в 1986—1987 годах при участии писателя Э. Звоницкого и академика архитектуры А. Лейбфрейда.
Реконструкция Госпрома, проводимая современными методами в 2000-х годах, заняла в несколько раз больше времени, чем всё время его строительства примитивными методами в 1920-х. Госпром был построен за три года; реконструкция продолжается 7 лет и не закончена.