Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких была построена в 1680-х годах в стиле московского барокко. Храм одноглавый, поставлен на открытой террасе над главными вратами. Здание ярусное, ступенчатого силуэта с симметричной композицией. Его украшают муравленые изразцы. Восстановлено утраченное черепичное покрытие главы. Установлен крест XVII века. Научное исследование храмов и частичные реставрационные работы проводились в 1976-1977 годах под руководством С.В. Демидова.
Соборная церковь во имя Живоначальной Троицы строилась в 1670-1680-е годы. В ее облике сочетаются композиционные приемы середины XVII века с белокаменным декором стиля московского барокко. Пятиглавый храм с трехчастной апсидой поставлен на высокий подклет. В нижнем ярусе находится трапезная палата с теплой церковью, освященной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Алтарная часть этой церкви, сильно выступающая, придает восточному фасаду ступенчатые очертания. С южной и западной стороны здание окружают открытые галереи на аркадах с деревянным настилом вместо сводов. У северо-западного угла поднимается трехъярусная шатровая колокольня, перестроенная в 1870 году.
Внешний, частично утраченный декор храма, был нарядным и разнообразным: каменные наличники с колонками и фронтонами, роспись на стенах. Парапет гульбища украшали полихромные изразцы, некоторые из них с изображением двуглавых орлов. Тесовые кровли и черепичные главы храма в XVIII-XIX веках заменены металлическими. Иконостасы и вся церковная утварь утрачены.
Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в селе Фаустово Московской области учреждено в 1995 году Указом Святейшего Патриарха Алексия II. В настоящее время настоятелем подворья является иеромонах Василий (Чавчанидзе). Подворье находится на месте существовавшей до 1764 года Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни.
Начало монашеской жизни в Марчугах, по некоторым историческим источникам, относится к концу XV века. Соловецкая пустынь в Марчугах основана в 1654 году указом царя Алексия Михайловича и благословением патриарха Никона. Монастырское предание связывает основание пустыни с избавлением царской семьи от мора, свирепствовавшего в этом году по всей Русской земле. Место, удаленное от Москвы на 60 километров, от Соловков – на 1635, исторически именовалось Замосковским Раменцом и входило в состав дворцовой Гвоздненской волости Московского уезда.
Основателем и ктитором Соловецкой пустыни в Марчугах исторические источники называют протопопа Кремлевского Благовещенского собора Стефана Нифонтова. Устроение обители было возложено на братию Cоловецкого подворья в Москве.
Деревянный храм, стоявший на берегу Москвы-реки, пострадал от половодья в 1655 году. В следующем году обитель была переведена в Фаустово на возвышенное место, именуемое Красный холм. В царствование Феодора Алексеевича пустынь находилась в ведении приказа Большого дворца. Именно в это время, в 1670-1680 годы проводилось строительство каменных храмов.
Соборный храм Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, надвратная церковь – в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Обитель была обнесена деревянными стенами с четырьмя башнями.
В 1699 году по указу царя Петра I пустынь с вотчинами и угодьями была приписана к Соловецкому монастырю. При императрице Екатерине II в 1764 году пустынь выведена из подчинения Соловецкому монастырю. Храмы были переданы в ведение Московской епархии.
В 1878 г. была сооружена церковь Воскресения Христова села Ашитково по проекту архитектора В.О. Грудзина на средства купца 1-й гильдии Платона Ивановича Балашова, который истратил на стройку все свое состояние. На крышу и колокола уже собирали по людям. Чтобы звон колоколов был мелодичным, при отливке в расплавленную бронзу бросали золото и серебро. Иконы привозились паломниками со Святой Горы Афон. Церковь кирпичная, цоколь и отделка - из белого камня. Освящена в честь Воскресения Христова и имеет три придела: Воскресения Христова, во имя Святителя Николая и в честь Иверской иконы Божией Матери.
После закрытия церковь использовалась под зерносклад. В значительной степени сохранился старинный резной иконостас и остатки прежней росписи.
Вновь передана верующим церковь в 1989 г. Храм Воскресения Христова начал возрождаться, приобретает свой первозданный вид, позолочен купол, маковки церкви стали голубыми. Внутри храма восстанавливается стеновая живопись.
Никольский храм города Воскресенска является продолжением истории памятников: Никольской церкви на погосте Пять Крестов и самого памятника Пять Крестов. В память о пяти славных героях, погибших на реке Семиславке в 1688 г., князь Яков Осипович Щетинин построил здесь деревянную церковь, возле неё установил оригинальный памятник взамен обветшавших крестов.
Никольскую деревянную церковь Пяти крестов можно сейчас видеть только на картине местного художника Валерия Даниловича Дегтярёва, воссозданной по зарисовкам очевидца. О самой церкви из рассказов старожилов известно, что церковь была двухэтажная: на 1-м этаже - ризница, а на 2-м этаже – молельная. Церковь была деревянная, оштукатуренная и покрашенная охрой. На второй этаж вели пятнадцать ступенек - по количеству ступеней Иерусалимского храма. Купола церкви были зелёные. Ограда церкви состояла из пяти пролётов: деревянный забор был жёлтого цвета, столбы из кирпича. Возле церкви находились массовые захоронения бояр до петровских времён XVI века. В 1837 г. похоронен боярин Норов. Склеп с чёрной мраморной плитой находился перед церковью. В 1902 г. на Погост пришёл служить священник Николай Невский. Как оказалось, он стал последним священником Никольской церкви. В 1937 г. церковь была закрыта и перестроена, её отдали под общежитие, а Погост – под строительство частных домов. При строительстве частных домов почти все захоронения были уничтожены. Сгорела церковь зимой 1956-1957 гг.
В 2006 г. инициативная группа по строительству храма в Москворецком квартале г. Воскресенска получила благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Началось оформление документов на землю, разработка проекта храма. Под строительство храма Администрация Воскресенского района выделила земельный участок в 800 метрах от того места, на котором находилась деревянная церковь святителя Николая Чудотворца на погосте Пять Крестов.
Село Воскресенское с деревянной церковью в честь Воскресения Христова упоминаются в Писцовых книгах за 1577 г. Нынешняя церковь строилась с 1881 по 1898 гг. по проекту архитектора Николая Маркова. Документы свидетельствуют, что сборщиком пожертвований для строительства храма был крестьянин села Новлянского Яков Венедиктович Ларин, который ходил для этого до самого Петербурга. Колокольня храма была возведена в 1909 г. Привезенный на станцию Воскресенск колокол прихожане несли до села на руках (примерно около километра), а первый колокольный звон слушали, встав на колени.
Помимо центрального престола, освященного в честь Воскресения Христова, церковь имеет еще два придела - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Жен Мироносиц.
В середине 1930-х гг. храм был закрыт и разорен. Родом из села Воскресенского - священник Петр Орлинков, причисленный Церковью к Собору святых новомучеников и исповедников Российских (расстрелян в 1937 г. на полигоне Бутово). Храм возвращен верующим в 1991 г. Сейчас полностью восстановлен.
В церкви есть чтимые иконы: Божией Матери "Умиление", Божией Матери "Феодоровская", святого великомученика Пантелеимона (написана на горе Афон), святого мученика Иоанна Воина, святого Иакова Ростовского (икона была подарена Я.В. Ларину в 1898 году, в 1990-е годы пожертвована в церковь), святой блаженной Матроны Московской.
Ильинская церковь в селе Петровское, бывшей вотчине Беклемишевых, построена в 1812 г. тщанием майорши А.И. Даудовой. Возведение храма совпало с наполеоновским нашествием, поэтому, вероятно, престолы храма освящены в память заступников земли Российской: святого пророка Божия Илии (главный), святого благоверного князя Александра Невского и в честь Казанской иконы Божией Матери. Здание сложено из кирпича с белокаменной отделкой в стиле классицизма.
Церковь была закрыта в 1930-е гг. Последний настоятель - священник Геннадий Лебедев - расстрелян в 1937 г. на полигоне Бутово.
Храм возвращен верующим в 1998 г. и в настоящее время находится в стадии восстановления. Приделы храма: Казанской иконы Божией Матери, Благоверного князя Александра Невского.
Первоначальная деревянная церковь в селе Марчуги предположительно была построена в двадцатых годах XVII века. Писцовая книга отмечает наличие в селе деревянной церкви, освященной в честь праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.
В конце XVII века река Москва изменила свое русло и церковь, которая находилась на берегу, оказалась на острове. В 1768 году на новом месте «тщанием» вдовы лейтенанта флота А. М. Милославской (урожденной Пожарской) была построена кирпичная церковь существующая и поныне. Трапезная и приделы храма (один был освящен во имя святого Николая, а другой – во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба) были построены в 1848 году хлопотами гвардии полковника князя А. Б. Черкасского. А в 1858 году была построена каменная колокольня. В дальнейшем Крестовоздвиженскую церковь не раз перестраивали, достраивали, ремонтировали. В 1894-1895 годах проводился большой ремонт, во время которого в храме были установлены новые деревянные резные позолоченные иконостасы, которые сохранились и поныне.
Из инвентарной ведомости храма за 1913 год мы узнаем, что с 15 мая 1910 года здесь служил священник Михаил Пятикрестовский. Пришлось пострадать за Христа до смерти в годы репрессий и настоятелю храма священнику Михаилу Взорову. Он в возрасте 67 лет был расстрелян 31 октября 1937 г. на Бутовском полигоне. А в это время ключница храма Анна Жбанова пряталась с ключами от церкви в подполе у чужих людей больше месяца, тем самым внесла свою лепту в сохранение святыни. Церковь была спасена от разграблений, и на протяжении всего времени в ней проходили богослужения.
В послевоенные годы здесь служили отец Анатолий, священник Петр. В 1967 году, 14 мая, на приход направили молодого священника Александра Сайгушева. При его многолетнем служении были отремонтированы оконные переплеты, проведен водопровод, паровое отопление всего храма, в 1978 году построена котельная. В 2004 году был проведен газопровод.
Под Предтеченским приделом церкви, находится усыпальница Мелиссино.