Общая информация
Адрес | |
Автор места |
Tanya Ash
перейти в профиль: Tanya Ash
|
Фотографии
Описание места
Церковь Вознесения (Георгия) 1801 г Своеобразный образец церкви в стиле классицизма с необычной фасадной композицией. В нач. 17 века на этом месте стояли две деревянные церкви – холодная Георгиевская и теплая – Вознесенская (упоминается в писцовой книге в 1635 г.) Существующая кирпичная церковь Вознесения с тремя приделами (Георгия, Входа в Иерусалим и Божьей Матери «Всех скорбящих Радость») построена на средства прихожан в 1801. Апсида, судя по характеру кирпичной кладки, сооружена заново в конце 19 века. В 1930-е гг. здание понесло значительные утраты: были разобраны трехъярусная колокольня и пять глав храма. А так же кирпичная ограда с двумя воротами, которые били построены в конце 19 века. Поставленные на трехъярусные граненые постаменты небольшие барабаны храма (центральный световой, угловые глухие) завершались луковичными главками. Две главы над восточной частью трапезной указывали на приделы. Стопообразная квадратная в плане колокольня нижним ярусом была включена в объем трапезной. На фасадах каждого яруса были прорезаны крупными арочными проемами звона. Гуськовую кровлю с круглыми люкарными-резонаторами венчала небольшая главка со шпилем. Церковь расположена северо-восточнее главной площади города, в начале улицы Гагарина. Вытянута вдоль ее нечетной стороны и ориентирована алтарем почти на север (с незначительным отклонением к востоку). Продольно-осевая симметричная композиция состоит из двусветного четверка храма и равных ему по ширине квадратной в плане апсиды со скругленными углами и прямоугольной в плане трапезной. Над сводом четверика сохранилось основание центрального барабана. Трехосевые южный и северный фасады храма отличаются двухъярусной ордерной композицией. ( сохранилась только на северном фасаде). Арочным проемам первого света (средний проем входной) отвечают отступающие от стены четыре колонны, несущие антаблемент. Верхние прямоугольные окна помещены в интерколумнии портика с четырьмя трехчетвертными колоннами и пологим треугольным фронтоном. Ордерные формы далеки от канонических правил: пропорции колонн приземисты, базы и капители отличаются упрощенными профилями, а сухарики в капителях не применяются ни в одном из классических ордеров. Верхние части восточного и западного фасадов четверика обработаны треугольными фронтонами. Венчающий карниз четверка, отстоящий из выступающих друг над другом полочек, украшен двумя рядами сухариков разного размера. Стены апсиды прорезаны арочными окнами: тремя на восточном фасаде и по одному на боковых фасадах (на южном фасаде стена сильно выломана и первоначальный проем не читается). Упрощенный по сравнению с храмом венчающий карниз включает один ряд сухариков. Фасады трапезной расчленены крупными вертикальными нишами, в которые заглублены прямоугольные окна с клинчатыми замками. Венчающий карниз аналогичен апсиде. Часть южной стены трапезной в значительной степени переложена во 2-й половине 20 века. Храм перекрыт сомкнутым сводом, в шелыге которого устроено круглое отверстие для светового барабана, апсида – полулотковым сводом. Храм связан с апсидой и трапезной арочными проемами. В бесстолпной трапезной от перекрытия сохранилась только пята свода (коробового?) с восточной стороны. Под трапезной располагается сводчатый подвал, устроенный, возможно, для калориферного отопления. В храме сохранилась штукатурная отделка в виде профилированных наличников окон, карниза с сухариками и мелкими модульонами в основании свода, а также профилированных тяг вдоль усов свода. Памятники Архитектуры Костромы и Костромской области.